Информация от Росреестра
29.08.2019Использование дифференциальных геодезических станций и одиночных базовых станций при выполнении геодезических и картографических работ
При выполнении геодезических работ очень часто используется информация со спутниковых дифференциальных геодезических станций (СДГС), а также одиночных базовых станций (БС). Несмотря на очевидные преимущества использования координатной информации, полученной с использованием сетей СДГС и БС, существует ряд проблемных моментов, который необходимо учитывать, чтобы избежать нарушений обязательных требований в области геодезии и картографии.
В связи с этим Управление Росреестра по Саратовской области напоминает о необходимости соблюдения правовых норм при создании и вводе в эксплуатацию сетей СДГС и БС.
Действительно, для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, а также для повышения точности результатов указанных работ физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления имеют право создавать геодезические сети специального назначения, в том числе СДГС и БС.
Правовой режим и порядок создания и введения в эксплуатацию сетей СДГС. определён Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о геодезии).
Так, Законом о геодезии установлено, что такие сети должны быть созданы в установленном порядке и уполномоченными лицами, а их использование допускается после передачи отчёта о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных (ФФПД).
Каков же установленный порядок создания сетей СДГС?
СДГС могут создаваться только на основании технического проекта геодезической сети специального назначения, который в обязательном порядке должен быть утвержден территориальным органом Росреестра (на территории Саратовской области это – Управление Росреестра по Саратовской области).
За нарушения, допущенные при создании СДГС (отсутствие технического проекта, технического отчета), предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:
для граждан - в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей;
на должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. рублей;
на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей.
Кто уполномочен создавать сети СДГС?
С 1 января 2017 года, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей СДГС, вправе осуществлять физические и юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Выполнение работ по созданию СДГС без наличия лицензии влечёт наложение административного штрафа в размере (ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ):
на граждан - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;
на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. рублей.
Кроме штрафа данное нарушение также может повлечь конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Управление Росреестра по Саратовской области настоятельно рекомендует заказчикам и исполнителям геодезических и картографических работ по созданию сетей СДГС или БС заблаговременно получить в отделе геодезии и картографии Управления соответствующую лицензию, а по окончании работ осуществить передачу в ФФПД отчета о создании такой сети СДГС и каталога (списка) значений координат геодезических пунктов такой сети (станции) с целью соблюдения положений действующего законодательства в сфере геодезии и картографии.
Напоминаем также, что Управление не только осуществляет на территории Саратовской области лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), но и наделено полномочиями по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии.
В России продолжается переход к проведению кадастровой оценки по новым правилам
В России продолжается переходный период от определения кадастровой стоимости в соответствии с нормами 135-ФЗ к осуществлению государственной кадастровой оценки (ГКО) по нормам Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 № 237-ФЗ .
В ходе ГКО устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости – основа расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог рассчитывался справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости.
При переходе на новый порядок проведения ГКО кадастровая стоимость определяется исключительно специально созданными в субъекте государственными бюджетными учреждениями. 237-ФЗ направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки недвижимости и повышение открытости связанных с ней процедур на каждом этапе их проведения. Применение новых норм позволит обеспечить непрерывный мониторинг и анализ рынка недвижимости, своевременную корректировку данных в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН), а также внедрение и развитие единых методологических стандартов проведения ГКО.
В 2019 году в 16 регионах ГКО затронет все объекты капитального строительства (то есть все здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства, машино-места, единые недвижимые комплексы). Это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Брянская область, Мурманская область, Орловская область, Псковская область, Свердловская область, Томская область, Ярославская область, Ханты-Мансийский АО.
В Вологодской, Кировской, Тульской областях и в городе Севастополе будут оцениваться все объекты капитального строительства за исключением единых недвижимых комплексов.
В целом ГКО по разным видам объектов недвижимости проводится в 65 регионах страны. Эксперты отмечают, что процесс перехода к новым правилам государственной кадастровой оценки в отношении разных видов недвижимости может быть постепенным.
«Например, Удмуртия в 2018 году провела кадастровую оценку помещений и объектов незавершенного строительства, а в 2019 году проводит ГКО зданий, сооружений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, земель сельхозназначения, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда. В 2020–2021 годах республика планирует оценить земельные участки промышленного назначения и земли населенных пунктов», – рассказывает эксперт Федеральной кадастровой палаты Татьяна фон Адеркас.
Всего в 2018 году государственная кадастровая оценка недвижимости согласно 237-ФЗ была завершена в 34 регионах. Наибольшее число видов объектов недвижимости тогда было оценено в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике.
«На территории Саратовской области в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе категорий земель населенных пунктов и особо охраняемых территорий и объектов.
В 2019 году в Саратовской области проводится государственная кадастровая оценка объектов незавершенного строительства, а также категорий земель с/х назначения, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель водного и лесного фондов.
Считаю нужным добавить, что в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13.12.2018 № 1096-р «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году» государственная кадастровая оценка зданий, сооружений, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области будет проведена в 2020 году и вступит в силу с 01.01.2021», - отмечает заместитель директора-главный технолог Кадастровой палаты по Саратовской области Наталия Терехова.
Стоит отметить, что роль Росреестра и Кадастровой палаты в процессе определения кадастровой стоимости по новому закону сводится только к предоставлению сведений о ней. К слову, и ранее, по старому закону, кадастровая оценка проводилась не структурами Росреестра, а независимыми оценщиками. При расчете же кадастровой стоимости измененных характеристик объекта недвижимости использовалась утвержденная в регионе средняя стоимость одного квадратного метра.
Важным нововведением для всех заинтересованных лиц стало появление возможности подать в ГБУ региона замечания в период проведения кадастровой оценки, а для юридических лиц – отмена обязательного досудебного урегулирования споров, связанных с кадастровой стоимостью.
«В Саратовской области госучреждением, уполномоченным на проведение ГКО, является ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки». По новым правилам, каждый собственник недвижимости имеет право подать в это ГБУ декларацию об объекте недвижимости и там обязательно сверят сведения из нее с данными Росреестра. Если найдутся расхождения, собственник сможет подать в Росреестр заявление об исправлении ошибок в данных объекта до проведения оценки. Это позволит положительно повлиять на справедливость будущей оценки.
У граждан, недовольных новой кадастровой стоимостью, сохраняется возможность её оспорить в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при комитете по управлению имуществом, либо в суде», - разъясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Екатерина Беличенко.
В России изменился порядок использования электронной подписи при проведении сделок с недвижимостью
Подать документы на регистрацию перехода права собственности дистанционно, без разрешения собственника, стало невозможно.
С 13 августа вступил в силу закон, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) при проведении сделок с недвижимостью. Новые правила устанавливают возможность проведения таких сделок только с письменного согласия владельца недвижимости.
«Если правообладатель допускает проведение сделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, то он об этом отдельно должен подать заявление в Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна. В частности, закон защищает граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи. Он направлен на исключение случаев, когда мошенники завладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника, полученной в удостоверяющем центре, в том числе по поддельным документам», – пояснил руководитель Управления Росреестра по Саратовской области Павел Гришин.
Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. После подачи гражданином заявления, в срок, не превышающий пяти рабочих дней в ЕГРН вносится соответствующая запись.
В то же время есть в новом законе и исключения: «в случаях, если используемая при оформлении сделок с недвижимостью ЭП выдана удостоверяющим центром (УЦ) Федеральной кадастровой палаты и если сделка проводится с участием нотариусов или органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде, наличие особой отметки в ЕГРН не является обязательным. Также действие нового закона не распространяется на кредитные организации. Закон защищает собственников объектов недвижимости, сводит к минимуму мошеннические операции с недвижимостью и в тоже время учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка», – отметил директор Кадастровой палаты по Саратовской области Рафаиль Ахмеров.
Один из пунктов закона вступит в силу несколько позже: спустя 90 дней с момента его официального опубликования. Он регламентирует порядок погашения ранее внесенной в ЕГРН записи о возможности регистрации права собственности на основании электронных документов. Убрать ее можно будет также в заявительном порядке по желанию собственника или по решению суда.
Заказать ЭП возможно на сайте Удостоверяющего центра Кадастровой палаты по Саратовской области по адресу: uc.kadastr.ru, телефон контакт-центра Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Саратовской области: 8 (8452) 37-28-60; телефон технической поддержки: 8-800-100-34-34.
ЭП Кадастровой палаты по Саратовской области дает гражданам:
1) возможность получить услуги Росреестра в электронном виде, доступ к услугам Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, порталу Федеральной службы судебных приставов, Единому порталу государственных услуг, сайту «Мой арбитр», а также к системе энергосбытовых компаний. Список расширяется;
2) экономичные цены:
- сертификат электронной подписи в электронном виде стоит 700 рублей;
- сертификат электронной подписи с выездом к заявителю для удостоверения его личности стоит 1450 рублей;
- сертификат электронной подписи на USB-ключевом носителе стоит 2200 рублей;
3) гарантию качества госучреждения;
4) возможность подачи заявки на выпуск сертификата со сроком действия 1 год и 3 месяца в режиме онлайн на сайте УЦ.
Как проверить на публичной кадастровой карте, не попал ли Ваш земельный участок в зону с особыми условиями?
Если у Вас в планах приобретение или аренда земельного участка для строительства дома, здания или иного сооружения на нём, обратите внимание на такой важный аспект, как информация о его местоположении относительно границ зон с особыми условиями использования территорий. Как показывает практика, игнорирование этой рекомендации нередко ставит под вопрос судьбу построенного объекта недвижимости.
Росреестр по Саратовской области напоминает, что к числу зон с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Обратите внимание, земельные участки, включенные в границы таких зон, у собственников и арендаторов не изымаются, но в отношении таких участков устанавливаются ограничения в их использовании, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли.
Указанные ограничения могут запрещать или ограничивать размещение или использование расположенной на таких земельных участках недвижимости, например, строительство жилого дома, прочих зданий и сооружений. Состав таких ограничений устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами.
По статистике, самыми многочисленными зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные зоны объектов инженерных коммуникаций - объектов электросетевого хозяйства, газопроводов, нефтепроводов, линий и сооружений связи и др. Они устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечении сохранности и безопасной эксплуатации объектов энергетики, газоснабжения и связи.
Сведения о них, так же, как о прочих зонах с особыми условиями использования территории, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и отображаются на всероссийском справочно-информационном ресурсе - Публичной кадастровой карте, обновление которой происходит ежедневно.
Публичная кадастровая карта доступна для просмотра на главной странице официального сайта Росреестра (www.rosreestr.ru) или по адресу: https://pkk5.rosreestr.ru.
Для того, чтобы увидеть на карте расположение границ охранных зон относительно границ интересующего Вас земельного участка, необходимо указать его кадастровый номер или адрес в модуле <Поиск>, находящемся на стартовой странице Публичной кадастровой карты в левом верхнем углу, и с помощью кнопки <Найти> отобразить земельный участок на карте. Теперь отобразим на карте сведения об охранных зонах на данной территории. Для этого необходимо в левом верхнем углу нажать на кнопку <Поиск> и в выпавшем меню выбрать слой <Управление картой>, далее отметить галочкой слой отображения <Зоны с особыми условиями использования территории>. После этого границы охранных зон будут показаны зеленым фоном.
Для получения справочной информации об отображаемой зоне, необходимо в левом верхнем углу в меню выбрать модуль <Объекты в точке> и после этого кликнуть мышкой на интересующей зоне. В информационном окне будет отображаться доступная информация о выбранной зоне: ее реестровый (учетный) номер; вид зоны; наименование; реквизиты документов, на основании которых она установлена; ограничения, которые установлены в пределах ее территории.
Почти половина границ столиц регионов внесены в ЕГРН
Сведения о границах 37 столиц субъектов Российской Федерации содержатся в госреестре недвижимости
За первое полугодие 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о 4,2 тыс. границ населенных пунктов. Таким образом, по состоянию на 1 июля 2019 года в ЕГРН содержатся сведения о границах 39,4 тыс. из 155,7 тыс. российских населенных пунктов, что составляет 25,3 %.
Отметим, что в госреестре недвижимости на конец первого полугодия содержатся сведения о границах 37 административных центров субъектов Российской Федерации. Первой столицей субъекта РФ, границы которой были внесены в ЕГРН, стал город Иркутск в апреле 2010 года. В числе городов с установленными границами есть и г. Саратов.
Как говорит Марина Семенова, замглавы Федеральной кадастровой палаты, наличие в госреестре недвижимости границ населенных пунктов положительно влияет на развитие учетно-регистрационной системы, упрощение процедур ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Границы населенных пунктов отделяют эти земли от земель иного назначения, что позволяет предотвратить мошенничество с земельными участками и использование их не по назначению. Кроме того, наличие границ, определенных в соответствии с законом, дает возможность предоставлять земельные участки для размещения на них объектов капитального строительства, что способствует развитию регионов.
К 1 июля 2019 года наибольшее число границ населенных пунктов внесено в ЕГРН на территории Чувашской Республики – 98,7%, Краснодарского края – 94,4%, Белгородской области – 91,6%, Алтайского края – 87,4%, Владимирской области – 84,1%, Тюменской области – 81,5%, Бурятской и Чеченской Республик – 76,3% и 76%.
«Актуальные сведения о границах населенных пунктов помогают сократить число земельных споров между правообладателями, и улучшить качество управления территориями и земельными ресурсами регионов, вовлекая земли в оборот», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.
В Саратовской области по состоянию на 1 июля 2019 года в ЕГРН содержатся сведения о границах 450 населенных пунктов, что составляет 24,7% от их общего количества. Из них сведения о границах 58 населенных пунктов внесены за первое полугодие 2019 года.
Заместитель директора-главный технолог Кадастровой палаты по Саратовской области Наталия Терехова рассказывает: «Развитие населенных пунктов и освоение для этих целей новых территорий – процесс объективный и неизбежный. Зачастую такое развитие приводит к изменению границ населенных пунктов. Отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов создает множество проблем органам местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещении объектов капитального строительства, определения градостроительных рекомендаций. В связи с расширением полномочий ФГБУ «ФКП Росреестра», квалифицированные сотрудники Кадастровой палаты выполняют работы по подготовке документации необходимой для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов. Подготовленная нашими сотрудниками документация будет способствовать в решении органами местного самоуправления вопросов административно-территориального устройства».
Правительство РФ поручило органам власти в регионах завершить наполнение ЕГРН сведениями о границах населенных пунктов до 2021 года.
«Региональные структуры Росреестра активно взаимодействуют с органами местного самоуправления Саратовской области в части наполнения реестра недвижимости сведениями о границах населенных пунктов, поскольку именно от деятельности региональных администраций как инициаторов работ по установлению точных границ зависит полнота и точность этих сведений. В настоящее время в каждом муниципальном районе области реализуется свой индивидуальный план мероприятий по внесению границ населенных пунктов и территориальных зон в 2019 году. Такие планы были разработаны в ходе апрельской серии кустовых совещаний в Росреестре с участием региональных и муниципальных властей», – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Екатерина Беличенко.