Стройгаз - забытый поселок
06.04.2018Как-то разбирая старую скважину, достали медные трубы, блестящие, не окисленные, хотя они в земле пробыли много лет, с гербами, на которых был изображен лев, видно, английские.
По Воспоминаниям...
Савченко Александр Алексеевич
Александр Алексеевич родился в Стройгазе, здесь долгое время газовиком трудился его отец. По их рассказам, для стекла возили песок из Астрахани по Волге, потом баржами по Иргизу, использовали время разлива Волги. Таким же образом транспортировали и лес в плотах. Из Пугачева грузы везли по железнодорожной ветке через Рукополь и Ершов до ст. Алтата. Или по старому соляному тракту, который проходил рядом со Стройгазом (тракт Уральск-Саратов. Границы районов раньше были именно по этому тракту).
Стекольный завод производил уличные газовые фонари. К ним в комплекте прилагались баллоны с горючим газом и отправлялись в Москву и Петроград. Производилось также цветное стекло, вероятно, для мозаики, листы были небольшие и разной формы: от ромбиков до сердцевидной фигуры. Они шли на оформление церквей. Делали декоративную цветную посуду: блюда в виде цветка с окраской лепестков всех цветов радуги с постепенным переходом цвета в каждом лепестке. Такую посуду поставляли к царскому двору. Предполагается, что завод с такой продукцией был единственным в стране. В 1951 г. закрыли последнюю скважину.
Поселок Стройгаз был построен по необычному плану. Его квадратный участок окружали пруды, шириной по 50 м, вдоль которых было построено 3 порядка домов. Сараи располагались за прудами, а солома на корм еще дальше. В поселке было очень чисто. Два парка. В одном росла в основном жимолость, в другом ивы, клены, вязы.., стоял дом хозяина и контора. Было кирпичное здание и саманное, дома рабочих - бревенчатые. Люди жили дружно, запросто могли пустить молодоженов соседа к себе, отдав свободную комнату.
В 1957 г. реорганизовали МТС, которая базировалась в Стройгазе, так как были большие кирпичные помещения после завода. В 1958 г. стали продавать дома под снос. Двоюродный брат Александра Алексеевича купил клуб. Затем жители из окружающих сел растащили все, что могли. Из газовых же труб сделали первый водопровод в Дергачах.
Был в районе гелиевый «Опытно-промышленный газовый завод». Поблизости находились совхозы «Фурмановский» и «Камышевский».
Ерохины Владимир Гаврилович
и Мария Яковлевна (1912 г.р.)
По словам старшей сестры, младшей из детей Ерохиных Марии было 7 лет, когда умер их отец. Вскоре после его смерти заехал к ним инженер Чистосердов Григорий Яковлевич, управляющий из Стройгаза. Увидев за столом много детей, удивился: «Откуда они?». «Все мои», - сказала мать. Он и раньше заезжал, но никого не видел, дети сидели в отдельной комнате тихо, как мышки. Чистосердов пожалел мать и устроил одну из старших дочерей - Клавдию экспедитором промышленного поселка Стройгаз, расположенного северо-восточнее Головинщины, недалеко от Клинцовки. Эта работа помогла пережить страшный голод 21-го года.
Владельцем Стройгаза, производством, являлся Мельников, который жил за границей. В Дергачах и Стройгазе бывал изредка. Первый автомобиль, на котором он приехал в наши края и который увидели потрясенные дергачевцы, был его. В Стройгазе в саду стоял дом Мельникова с вышкой, была там и контора.
Стройгаз состоял из одной улицы деревянных двухэтажных домов. Дома и все двигатели отапливались и работали на газе метане. Стекольный завод выпускал оконное стекло, его везли по железной дороге. Песок тоже привозили по железной дороге, а также соду, соль и т.д., а со станции - на лошадях. Мастера были из-за границы - Франции или других стран и из Ленинграда (всего человек 10), интеллигентные, самостоятельные, с семьями. Пробы на анализы возили тоже в Ленинград.
Газ горел в траншее - вокруг жара. Стеклодувы имели длинные мундштуки. Их опускали в расплавленное вязкое стекло и накручивали нужное количество массы, вынимали, выдували огромный шар-халяву, клали его на раскаленный стол, резали алмазом, прокатывали, обрабатывали края, потом упаковывали. Мастера делали и сувениры из стекла - шары с цветком внутри, шахматы из стекла, трости, игрушки... Потом почему-то это производство закрыли, стали получать гелий из природного газа, его там было до 10%. Были огромные отстойники с кранами на дне. Гелий сжижали в баллонах и увозили туда, где делали дирижабли.
Клавдия Яковлевна после смерти матери переехала с мужем Буцаевым в Стройгаз и работала лаборантом. Она была очень способная, ей предлагали учиться, но она не захотела уезжать, бросать корову и хозяйство. После Клавдии Яковлевны экспедиция перешла к Клюеву. Дом Чернышовых, когда мать умерла, а Клава уехала в Стройгаз, отобрали, а Марии Яковлевне дали землянку.
В 30-е годы горючий газ закончился, но шел из скважины гелий. Его добывали до 1942 года, потом «Опытный гелиевый завод» эвакуировали в Сибирь. Поселок прекратил существование в 50-е годы.
Материал подготовлен районным музеем и редакцией газеты «Знамя труда»